Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи:
Обучающая:
– создать условия для выявления свойств и качеств воды;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающая:
-развивать навыки проведения опытов;
-развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность.
Воспитательная:
-умение работать в группе;
-воспитывать бережное отношение к воде.
В образовательной области «Познавательное развитие»:
1.расширить кругозор детей;
2.развить любознательность и интерес детей к воде;
3.развить в детях стремление к познавательным действиям путем проведения экспериментов и опытов.
В образовательной области «Речевое развитие»:
1) сформировать у детей умение отвечать на поставленные вопросы и внимательно слушать других людей;
2) способствовать обогащению словарного запаса детей.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
1) развить навык совместной деятельности с другими детьми;
2) сформировать навык организовывать совместную работу;
3) развить умения регулировать свои действия с действиями других детей;
4) воспитать культуру поведения, внимание, воображение;
5) сформировать интерес к свойствам предметов, находящихся вокруг нас, бережное отношение к окружающему, любознательность.
В образовательной области «Физическое развитие»:
1.способствовать развитию координации движения в процессе игровой деятельности.
Оборудование: баночки с водой, гуашь, емкости с холодной и горящей водой, камни, киндер пластиковый, иллюстрации, волшебная палочка.
Ход:
Вводная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию под названием «Фокусница водица»
Воспитатель: Ребята, как много гостей пришло к нам в гости, давайте мы подарим им хорошее настроение.
Круг добра: (Дети становятся в круг) Ребята приложите свои ладошки к груди, чувствуете, как бьется ваше сердце? Тук-тук, тук-тук. Представьте, что ваше сердечко — это маленькое солнышко, оно греет вас, посылая свои лучики, создает вам хорошее настроение. Ребята, давайте мы подуем с наших ладошек и подарим хорошее настроение нашим гостям.
Воспитатель:
Ребята, давайте с вами вспомним, откуда берется вода. (показ картинок: дождь, кран с водой, водоемы, туман, река…)
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы попали с вами в лабораторию «Фокусницы водицы».
Фокусница: Здравствуйте ребята, я хочу показать вам несколько фокусов с водой и предлагаю вам попробовать вместе со мной поэкспериментировать. Вы любите фокусы? Готовы научиться делать фокусы?
Дети:(ответы детей)
Воспитатель:
Для начала мы немного разомнемся (проводится физкультминутка « Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Основная часть:
(На столе стоят емкости с водой, накрытые покрывалом, чтобы не было видно, ведущий подводит детей к столам)
Фокусница:
Ребята, у меня как у всех фокусников и волшебников есть волшебная палочка, с ее помощью, я смогу совершать фокусы, но мне необходима ваша помощь. Вы вместе со мной должны произнести волшебные слова: «Покружись, покружись, первый фокус совершись!»
Дети:
(дети повторяют слова вместе с воспитателем)
«Покружись, покружись, первый фокус совершись!»
(Убирается покрывало, и дети видят на столе емкости с водой)
Воспитатель:
Ребята, что это?
Дети:Вода.
Фокусница:
А вы знаете, что такое капелька? Это частица воды. Вся вода состоит из таких маленьких капелек, а знаете ли вы, для чего нужна вода?
(ответы детей)
Дети: Чтобы пить, мыть руки, готовить еду, стирать…
Фокусница (в форме беседы): Действительно, без водицы нам никак не обойтись; а какого она цвета? Есть ли у нее запах?
Дети: бесцветная, прозрачная, запаха нет.
Фокусница. Посмотрите, что я делаю с водой? (переливаю). Вода течёт, льется, почему? (потому что она жидкая) Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Фокус №1: «Смешивание холодной и горячей воды»
– Ребята, опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (в тазике налита горячая вода, в стаканчике – холодная)
– Какой водой мы моем руки? (тёплой)
– Как можно сделать теплую воду? (смешать холодную и горячую)
– Ребята, выливаем холодную воду из стаканчика, в тазик с горячей водой. Теперь, какая водичка стала? (теплая)
Значит, вода бывает разной температуры – теплая, приятная для рук, холодная и горячая.-
Фокус №2 «Тонет или плывет»
Ребята, вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают.
-Рассмотрим, что у нас на тарелочке (камушки и контейнеры от киндеров).
– Возьмите в руки камешки, и сожмите их, какие они? (твердые). Постучите камень о камень. Почему нельзя разбить камешки? (они твердые)
– Камни – тяжелые или легкие? (тяжелые) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду (дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (утонули, опустились на дно) Почему камни утонули? (они тяжелые)
Теперь возьмите киндеры в руки, подержите их, тяжелые они или легкие? (легкие).
– Как вы думаете, пластмассовый киндер утонет или будет плавать? Давайте проверим. Отпускайте их в воду. Что происходит? (киндеры плавают, не тонут).Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
Фокус №3
( 3 прозрачные бутылочки, наполовину наполненные водой, на крышках заранее нанесена гуашь: синяя, красная и зеленая, накрывает платком, поочередно начинает взбалтывать, произнося слова)
Фокусница:
– «Ты вода – водица, друг ты мой прекрасный, стань вода – водица не простой, а Красной!»
– «Ты вода – водица, друг ты мой всесильный, стань вода – водица не простой, а Синей!»
– «Ты вода – водица, друг ты мой веселый, стань вода – водица не простой, а Зеленой!»
Какая стала водичка?(Разноцветной) Из простой воды при помощи краски можно сделать цветную.
Ребята на этом наши фокусы закончились, вам понравилось? Мне пора возвращаться домой, до свидания!
Воспитатель: Итак, ребята давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Молоды ребята, теперь вы тоже настоящие фокусники и я хочу вас угостить конфетками.